Вот эта статья, мне кажется, более профессионально написана.
Галина Калиниченко (C) Журнал "Мир собак" 2'98
ВЫБЕРИ СЕБЕ ЗАВОДЧИКА,
Hи у нас, ни за рубежом не существует никаких организаций,
сертифицирующих заводчиков, проверяющих их способности, уровень
интеллекта, знаний, утверждающих правильность подбора пар для
вязки с учетом достоинств и недостатков их родителей, дедушек,
бабушек и т.д. Если в старые "досаафовские" времена этим в какой-то
степени занимались руководители пород в клубах, то сейчас качество
разводимых собак зависит только от заводчиков - их компетентности и
порядочности.
Почему же наряду с настоящими заводчиками, проводящими огромную
и часто неблагодарную работу для получения экстерьерно красивых и
здоровых (психически и физически) собак, существуют и, более того,
составляют им серьезную конкуренцию плохие заводчики, не
вкладывающие ни средств, ни знаний, ни сил в своих щенков и не
думающих о будущем породы? Hе виноваты ли в этом покупатели,
приобретающие щенков в сомнительных местах и у сомнительных людей?
Вряд ли купленные таким образом "околопородные" животные будут
похожи на тех собак, о которых мечтали горе-покупатели, - таких
красивых на пьедесталах престижных выставок или на фотографиях в
кинологических журналах.
До тех пор, пока покупка щенка будет совершается импульсивно,
под воздействием сильного впечатления, произведенного впервые
увиденной породой или удачной фотографией в журнале, и
реализовываться немедленно - сегодня увидели, захотели, а завтра
купили; пока щенок будет покупаться потому, что эта порода сейчас в
моде или потому, что у шефа такая собака, до тех пор прекрасно будут
существовать и плохие заводчики.
Если же люди будут ответственно подходить к вопросу
приобретения щенка, плохие заводчики вынуждены будут прекратить
"разведение", потому что их "продукция" не будет пользоваться
спросом.
ТИПЫ ЗАВОДЧИКОВ
КОММЕРЧЕСКИЕ ЗАВОДЧИКИ.
Занимаются не разведением, а размножением собак. Щенки
производятся только для продажи. Обычно они разводят "модные"
породы, часто - несколько. Если собаки уже имеющейся породы "выходят из моды", от них избавляются и заводят новых - из "перспективных" пород. У таких заводчиков не бывает старых собак. Известно множество примеров, когда ставшие "не коммерческими" миттельшнауцеры заменялись чау-чау или американскими коккер спаниелями. Этот список можно продолжить, но надо заметить, что ни славы, ни больших денег новые породы им тоже не принесли.
Общего направления в разведении у них нет и ими не вкладываются
деньги в поиск и последующую вязку с генетически подходящим
партнером. Вязки проводятся или со своими кобелями (если они есть)
или с очень титулованными, но, возможно, абсолютно не подходящими
для этих сук.
Полученные в результате щенки рассчитаны на человека совершенно
не сведущего в породе, не понимающего, что пестрящая титулами
родословная совсем не обязательно предполагает хорошую собаку. Они могут рассказывать, что купленного щенка ожидает блестящее будущее,но на самом деле это будет только "любимец семьи". Многие будут иметь серьезные проблемы со здоровьем и психикой.
При коммерческом производстве не тратится время на выяснение
причин обнаруживающихся генетических дефектов и тем более на их
устранение, не тратятся средства на хорошее кормление и вакцинации.
Щенки могут продаваться не вакцинированными и зараженными глистами.
Они не оказывают практически никакой помощи новым владельцам в
правильном выращивании и содержании щенков, не имеют никакой
информации о щенках, проданных ранее, так как их ответственность за свою "продукцию" не распространяется на уже выращенных новыми
владельцами собак.
Своих собак они выставляют на выставках крайне редко и обычно
на второсортных или просто сомнительных, где у них есть возможность
завоевать титул лучшего представителя породы или даже выиграть
"Бест-ин-Шоу". Они отказываются заменить или взять щенка назад в
случае возникновения каких-либо генетических проблем. Могут отказать покупателю в просьбе показать весь помет или мать щенков. Только хвалят всех своих щенков и ни слова не говорят о сложностях или специфике данной породы. Продажа щенков, как правило, производится через базары, но иногда они продаются прямо из питомников.
Щенков начинают продавать очень рано. Цены в начале продажи
могут быть высокими для данной породы, но не проданные к 5-7 месяцам собаки могут продаваться по бросовым ценам, по бартеру, в счет будущих щенков или сдаваться в аренду.
При разведении, имеющем под собой коммерческую основу,
изначально даже не рассматривается возможность того, что
произведенные собаки тоже могут иметь потомство (если этим
потомством не нужно будет рассчитываться), и потому "разведение"
породы должно на них "успешно" завершиться.